Станция...рок

*афиша *архив *почта*

МЕНЮ

История
Рок-культура
Кумиры
Наши звезды
Афиша
Изнанка

Предположительно слово "татуировка" произошло от полинезийского "татау" - "рисовать". По мнению ряда исследователей, оно соответствует явайскому корню "тау", переводящемуся как "рана", "раненый". По другой версии, слово "татуировка" происходит от таитянского "та" - картинка, "ату" - дух. Говоря об определении татуировки как таковой, следует признать наиболее удачной формулировку Л. Мильяненкова: "… татуировка - это искусственное нарушение целостности кожного покрова с помощью колющих (режущих) инструментов и последующее введение в кожу красящих веществ с целью получения стойких, не исчезающих рисунков или иных изображений…". Раскрашивание тела в любых его видах следует рассматривать как пережиток времен зарождения человечества. Первоначально тело просто размалевывалось красками. Художники каменного века, расписывали кожу, оперировали уже красками семнадцати различных цветов и оттенков. В железный век в копях для добывания красок искали главным образом охру. Тела размалевывали для отпугивания злых духов и врагов, для украшения, для подчеркивания общественного положения и ранга, а также в культовых целях. Однако эта живопись была непрочной. Поэтому возникла потребность в способе, позволяющем создавать узоры, сохраняющиеся на кожи длительное время. Кожу стали надрезать и накалывать. Вначале появилась татуировка рубцами, которая и поныне применяется у отдельных темнокожих племен на островах Океании. Мотивы, которыми человек руководствовался, татуируя свое тело, были весьма разнообразными. В некоторых случаях знаки татуировки служили клеймами или племенным отличием. В других случаях рисунок настолько непостоянен для каждого индивидуума, что о "национальном" отличии не может быть и речи. Например, племя моту в Новой Гвинее то татуировалось, то вовсе не придерживалось этого обычая. Безусловно, важны также мотивы культа. Операция нанесения татуировки обставляется значительной религиозной торжественностью и идет рука об руку с обрядами, совершаемыми при наступлении половой зрелости. Например, у австралийцев к 18-20 годам совершалась церемония опрыскивания кровью и татуировка. И все-таки самым важным мотивом оставалось и остается желание человека украсить себя. С течением времени внутреннее содержание и смысл рисованных изображений постепенно отступали на задний план, и в тех местах, где еще сохранялся обычай татуировать свое тело, татуировка выражается различными вариациями. Так, индейцы тлинкиты (северо-запад Америки) изображали в своих рисунках браслеты и кольца; на Каролинских островах девушки татуировали себе нижние части живота и ляжек; Африканские яунде, которые татуировались рубцами, проводят от угла рта к уху через щеку изображение трубки. Культурные религии Запада и Востока сократили область распространения татуировки. А между тем много веков назад и в Европе были знакомы с этим обычаем. Так, постановление церковного совета в Норткумберлэнде (Англия) в 787 году осуждало этот языческий пережиток. Совсем недалеко от нас то время, когда тунгусы, якуты и остяки выводили на лице рисунки уколами; на руках татуировка была чаще. Теперь она исчезла совершенно. У индейцев колумбийских берегов на северо-востоке Америки женщины разрисовывали себе даже язык. В Японии низшие слои общества покрывали тело изображениями различных растений, ландшафтами, человеческими фигурами. На центральных островах Полинезии существовал обычай татуировать у каждого на теле изображение его духа-покровителя - священного животного. У ряда африканских племен супруги получают татуированные знаки вместо обручальных колец, а мать носит знаки, указывающие на число ее детей. О древности обычая украшать свое тело различными рисунками свидетельствуют как письменные источники, так и находки археологов. В связи с этим представляется весьма интересным краткий исторический "экскурс", проведенный известным археологом С.И. Руденко в работе "Культура населения горного Алтая в скифское время". Вот что он пишет. В древности татуировка у различных народов имела многообразное назначение. По сообщению Геродота, у фракинян "порезы на коже означали благородное происхождение; не имеющих их - не благороден". Как повествует Ксенофонт, у сыновей богатых моссиник "спины были разрисованы, а передняя часть тела татуирована цветами". По свидетельству Помпония Мелы, агафирсы "разрисовывали свои лица и тела более или менее, смотря по степени благородства". Позже этот обычай отмечен у динлинов и у наследовавших им кыргызов, у которых татуировка была привилегией храбрейших. В античной древности рабы носили на теле выполненное татуировкой имя своего хозяина. Более того, Геродот рассказывает, что во времена Дария Гистаспа татуировкой пользовались для конспиративной переписки. Так, к Аристагору - тирану Милета - "из Суз от Гистиэя пришел раб с исписанной головой, указуя на то, что Аристагору следует восстать на царя. Желая дать знать это Аристагору, Гистиэй, вследствии того, что дороги охранялись стражей, мог сделать это безопасно только следующим образом: вернейшему из рабов он сбрил волосы на голове и исписал ее уколами, потом дал волосам отрасти. Как скоро волосы выросли, он отослал раба в Милет с единственным поручением: по прибытии на место предложить Аристагору обрить его и осмотреть голову, а уколы на голове приглашали, как сказано, к возмущению". Следует отметить, что на наличие татуировки у племен Ближнего Востока и Восточной Европы имеются некоторые указания. По сообщению Гиппократа, "вся масса скифов, сколько ни есть их кочевников, прижигают себе плечи, руки и кисти рук, груди, бедра и чресла, но не для чего иного, - объясняет знаменитый врач, - как из-за слабости и вялости, чтобы быть энергичнее". О царских скифах Геродот писал, что они "делают себе на руках порезы" в знак печали при похоронах, вместе с отрезанием частей уха и прокалыванием левой руки стрелой. Однако шрамы на теле после указанных операций еще нельзя рассматривать как татуировку. О наличии татуировки у соседей скифов - агафирсов - сообщают позднейшие авторы. Так, Помпий Мела пишет, что они "разрисовывают лица и тела… одним и тем же рисунком и так, что смыть их невозможно", а Аммиан Марцеллин добавляет, что племя это раскрашивало все тело голубым узором. По словам Плиния, "даки и сарматы мужчины расписывали себе тело". Площадь покрытого татуировкой человеческого тела во все времена колебалась в зависимости от различных факторов: как от существующих культовых, религиозных и других обычаев, так и от желания и возможностей субъекта. Так, например, некоторые полинезийцы умудрялись покрывать татуировкой целиком все тело, поэтому они производили впечатление одетых, хотя на самом деле были совершенны голы. Умение добиться такого эффекта расценивалось как признак высшего мастерства. Новозеландские маори, высокоразвитая способность которых к орнаменту выражается также и в великолепной резьбе по дереву, заполняли всю кожу на теле сложнейшими сюжетами, строго соблюдая при этом симметрию. Изобилие и красота татуировки считывались знаками благородного происхождения и высокого социального положения. Ранг, личные качества, звание - все это и даже больше, например, длинная родословная, могла быть выражено в татуировке. И поскольку рисунки на коже так много значили в общественном мнении, женщины без татуировки считались безобразными. Но и мужчину без татуировки тоже считали человеком второго сорта. Так, однажды один европейский художник написал портрет старого маори. Это была очень удачная картина. Однако, когда портрет показали самому новозеландцу, тот спросил, кто на нем изображен. Художник воспринял этот вопрос как шутку, но маори взял кисть и нарисовал на свободной стороне холста полосы и крендели татуировки своего лица. Когда он закончил, то стал поучать европейца: "Вот так я выгляжу, а твоя мазня бессмысленна". Таким образом, татуирование тела имеет очень давнюю и интересную историю, которую каждый из любителей этого искусства может изучить, листая многочисленные труды всемирно известных ученых - историков, археологов, этнографов и популяризаторов истории человечества.

баннеры

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Hosted by uCoz